КАЗАЧЕСТВО В ИСТОРИИ АЛТАЙСКОГО ГОРНОГО ОКРУГА
ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР КАЗАЧЕСТВА АЛТАЯ
Такое заслуженное определение получил Свято-Никольский храм г. Барнаула среди казаков. Здесь происходили первые для возрожденного казачества духовные праздники и службы, с этого храма началось активное участие казаков в восстановлении разрушенных временем и властью православных церквей.Тонны земли, мусора, истлевших деревянных конструкций были вынесены и вывезены энтузиастами. Строительно-монтажные, сварочные, столярные, плотницкие и художественно-оформительские работы производились силами казачьего предприятия и казаков. Уже мало кто помнит внутренний и внешний вид этого старинного здания, забываются имена людей, бескорыстно работавших над возрождением храма. В ответ на прошение начальника 3-й пехотной Сибирской бригады Барнаульская городская дума постановила: «Для постройки церкви Барнаульского резервного батальона уступить в пользование городской участок земли до тех пор, пока церковь существует». Участок был избран рядом с воинскими казармами на линии Московского (ныне Ленинского) проспекта. В 1906 году новая воинская церковь была освящена. Нередко в дореволюционное время ее называли Полковой: «Никольская церковь вместительностью до 700 человек до 1919 года служила исключительно для частей войск гарнизона Барнаула и никогда не была приходской». Несомненно, это была воинская церковь и по предназначению, и по внутреннему устройству. И сейчас зашедший в нее не может ни обратить внимание на особенность ее молельного зала: он рассчитан на то, чтобы здесь могло уместиться солидное воинское подразделение, построенное в каре (четырехугольником). Одновременно церковь духовно окормляла и прихожан города. Костяк приходской общины в последующие годы составляли рабочие и служащие железной дороги. Трагична судьба храма, в разное время здесь размещался красноармейский клуб и склад. Купола и верх колокольни были снесены. Церковные росписи уничтожены, иконы и утварь изъяты. В начале 90-х годов храм был возвращен верующим, началось его возрождение, он стал местом, где казаки города и края периодически принимали присягу, приобщались к Вере и святым традициям. В 1991 году Святейшему патриарху Алексию II во время его визита на Алтай, состоялась символическая передача здания церкви командованием Барнаульского летного училища, которому оно к тому времени принадлежало, а в 1998 году уже была восстановлена колокольня, и жители города после многолетнего перерыва услышали благовест. В жизни сотен казаков Свято-Никольский храм остается Центром духовного возрождения, в котором каждый из них принимая присягу на верность Отечеству, казачеству и Вере православной обретает новую жизнь и миропонимание.
В составе действующей рабочей группы по делам казачества, выделена группа специалистов по изучению перспектив развития казачьего образования. Ей предстоит изучить возможности создания центров казачьего образования в различных местах Алтая с учетом местных особенностей.В настоящее время в Змеиногорском, Поспелихинском и Рубцовском районах края, Алтайским отдельским казачьим обществом создано 9 казачьих классов на базе 4-х муниципальных образовательных учреждений. В них обучается 180 детей. Высокую оценку этого направления деятельности казачества дают главы районных и муниципальных образований. Многие руководители отмечают, что общественное признание таких детско-юношеских заведений, повышение уровня успеваемости и поведения учащихся связано, прежде всего, с той высокой ответственностью, которую они добровольно и сознательно принимают на себя, постигая историческую славу Сибирского казачества, стремясь быть достойными героических подвигов своих отцов и дедов при защите Отечества. Лучшие выпускники по окончании школы продолжат свое образование при поддержке казачьего общества, а основная часть займет свое достойное место рядом со старшими казаками.Казачье кадетское образование на Алтае требует своего юридического оформления. Власти Алтайского края подчеркивают, что создать систему казачьего образования невозможно одним росчерком пера. Необходимо очень точечно подходить к открытию подобных учебных заведений, корпусов и классов: выстраивать систему постепенно – там, где есть сильные казачьи общества, центры. Необходимо опираться на людей, которые связаны с казачеством, видят свою цель в развитии этого движения. Управлению края по образованию и делам молодежи поручено рассмотреть вопрос о возможности создания на базе средней общеобразовательной школы № 23 города Рубцовска краевых ресурсных центров по развитию казачьего кадетского образования в регионе. Совместно с Алтайским отдельским казачьим обществом управление будет разрабатывать примерные программы семинаров, курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования края по преподаванию казачьего образовательного компонента в учреждениях общего и дополнительного образования детей.
КАЗАЧЬЯ ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ – ГОРДОСТЬ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
В честь 270-летия Змеиногорска, на берегу Корболихи, казаками был установлен и открыт Памятник Ермаку. До этого, с 1993 года, он находился на складе казахстанского города Аксу в демонтированном виде. Причиной непригодности памятника стали действия казахских националистов, в результате которых он был сильно поврежден. Благодаря средствам, собранным алтайским казачеством, скульптуре был возвращен прежний вид и она получила новую жизнь в городе Змеиногорске. Восьмиметровый монумент знаменитому атаману можно увидеть в центре города, на площадке Нагорного пруда. Ежегодно у подножия памятника проходит традиционный казачий праздник «Потомки Ермака». На праздник съезжаются казаки со всего края. Постоянными участниками мероприятий являются фольклорные коллективы Алтайского края. Нужно отметить, что и сам праздник «Потомки Ермака» прошёл на славу. Молодые кадеты вместе с взрослыми казаками приняли участие в крестном ходе. У подножия памятника Ермаку был проведён казачий обряд «Верстание в казаки»: двенадцать казаков приняли клятву служению Отечеству, казачеству и Вере право-славной. Украшением всего праздника стал гала-концерт казачьих творческих коллективов края. В юбилейном для истории казаков Сибири и Алтая 2012 году, в рамках подготовки к празднику, впервые проведена спартакиада допризывной казачьей молодежи, организованная Алтайским отдельским казачьим обществом совместно с Управлением Алтайского края по физической культуре и спорту. В соревнованиях приняли участие около ста ребят из Барнаула, Чарышского, Заринского, Романовского, Каменского, Змеиногорского районов Алтая. В программу состязаний вошли – подтягивание на перекладине, сборка-разборкаавтомата, снаряжение магазина патронами, стрельба из пневматической винтовки, эстафета «Казачья полоса препятствий», бег на «Казачью версту» (1067 метров), перетягивание каната. Кроме того проводились творческие конкурсы: представление команд (визитка) и «конкурсный обед» – ребята готовили блюда традиционной казачьей кухни и театрализовано подавали их членам жюри, состоявшего из старейшин казачьих обществ. Спартакиада была проведена за счёт грантов губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально-ориентированных НКО и молодёжной политики.
В рамках программы «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011-2016 годы, разрабатывается проект туристического маршрута «Казачья подкова Алтая». Презентация и обсуждение результатов научно-исследовательской работы по проектированию туристического марш-рута «Казачья подкова Алтая» прошли на базе Краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Разработка проекта выполнена учеными Алтайского ГТУ имени И.И. Ползунова, совместно с Алтайским отдельским казачьим обществом. В дискуссии приняли участие представители органов исполнительной власти, алтайского казачества, вузов, туристического бизнеса. Маршрут «Казачья подкова Алтая» проложен по местам расположения объектов Колывано-Кузнецкой оборонительной линии XVIII-XIX веков. Это автомобильный трансграничный, историко-культурный маршрут общей протяженностью 2300 км. Он проходит по территории 12 районов Алтайского края: Ельцовского, Солтонского, Бийского, Смоленского, Быстро-истокского, Петропавловского, Усть-Калманского, Чарышского, Краснощековского, Курьинского, Змеиногорского, Третьяковского. Кроме того, он включает города Российской Федерации: Бийск и Змеиногорск в Алтайском крае, Новокузнецк в Кемеровской области, а также в Республике Казахстан – Усть-Каменогорск.«Изюминкой» маршрута является то, что он проходит по местам традиционных казачьих поселений и позволяет познакомиться с историей, бытом, традициями и современным укладом жизни казаков. Также он будет представлять большой интерес для поклонников сельского туризма. В Бийске, Смоленском районе маршрут будет пересекаться с маршрутом «Малое Золотое кольцо Алтая», а в Ельцовском, Чарышском, Краснощековском, Курьинском, Змеиногорском и Третьяковском районах, и в городах Бийске и Змеиногорске, – с маршрутом «Большое Золотое кольцо Алтая».
В сентябре этого года Губернатор Алтайского края провел рабочую встречу с атаманом Сибирского Войскового Казачьего общества Г.Н. Приваловым. На встрече речь шла о значении казачества на территории Сибирского федерального округа и региона и его развитии. Губернатор края А.Б. Карлин отметил, что на протяжении всей истории, казачество на Алтае охраняло внешние границы государства, а так же успешно вело хозяйственную деятельность. «В настоящее время мы стараемся сохранять и поддерживать казачьи формирования, созданные в регионе. Оказываем им поддержку в аграрном секторе в рамках программы «Социальное развитие села». В четырех образовательных учреждениях края имеются казачьи кадетские классы», — напомнил Александр Карлин. Глава региона подчеркнул, что в Алтайском крае, в 2011 году был принят региональный закон о развитии казачества, определивший основы его развития на территории края, ввел в действие механизм регулирования отношений, связанных с привлечением казаков к несению государственной. Казачьи объединения в регионе взаимодействуют с пограничной службой по вопросам охраны Государственной границы, оказывают существенную помощь по пресечению нарушений общественного правопорядка, охраняют леса. «Мы хотели бы в качестве партнёра видеть реестровое казачество, которое соблюдает исторические традиции и чтит закон», — подчеркнул Губернатор.